Общество будущего, ориентированное на ноосферное мышление и на иной образ жизни, при котором восприятие и понимание мира опираются на развитую этику, а духовные потребности доминируют над материальными, возможно лишь при условии принятия каждым ее членом идеи самосовершенствования как пути достижения цели, и если духовные потребности будут присущи большинству людей и востребованы общественными нормами. Для этого необходимо соблюдать два правила:
- Первое: материальные, социальные, идеальные потребности каждого члена общества должны быть увязаны с потребностями развития данного общественного производства;
- Второе: система производственных отношений общества должна обеспечить возможность не только надежного перспективного прогнозирования удовлетворения потребностей каждого члена данного общества, но и его личного влияния на этот прогноз.
Если какие-то решения, от которых зависит успех или неуспех дела, принимаются помимо личности, если она не в состоянии представить себе отчетливо, как эти решения скажутся на удовлетворении ее потребностей, то механизм прогнозирования не срабатывает, эмоции не включаются, дела не двигаются, знания не становятся убеждениями.
Для того чтобы "навести порядок в головах" людей в области проблем окружающей среды, законов существования и гармоничного развития человека в биосфере, необходима, прежде всего, эффективная система образования и просвещения. Именно образование, опирающееся на культуру, формирует основу духовности и нравственности человека. Образованный человек может понять суть содеянного, оценить последствия, перебрать варианты выхода из неблагоприятной ситуации и предложить свою точку зрения. Духовно-нравственный человек - человек свободный, способный отречься от удовлетворения прагматических потребностей, способный проявить "гражданское мужество, благодаря которому будут отвергнуты ставшие сомнительными ценности и придет освобождение от диктата потребления" (В. Хесле).
Сегодня необходима смена этических парадигм. Человек может хорошо усвоить и даже осознавать, что какие-то вещи плохи, но это совсем не значит, что он будет поступать в соответствии со своим знанием. Поступать гораздо труднее, чем понимать. Поэтому в образовании мотивационно-психологически важнее сделать акцент на любви к миру и людям, красоте природы, правде и добре, самоценности человеческой и иной жизни, а не только на проблемах разрушения окружающей среды. Тогда сформированная морально-этическая норма человека, вступив в согласие с его совестью, вызовет в нем потребность в активном действии.
К основным морально-этическим принципам следует отнести принцип гармонии, принцип любви, принцип золотой середины, принцип оптимизма.
Принцип гармонии проявляется на всех уровнях бытия: духа, души и тела. Гармония мысли, слова и дела (Благая Мысль, Благое Слово, Благое Дело) определяет три вселенских начала, лежащих в основе нашего мира, согласно богословскому его пониманию. В китайской философии им соответствуют начала: ЯН (активное, отдающее, мужское, центробежное, порождающее), ДЭН (объединяющее начало, середина, связка, трансмутация, качественный переход) и ИНЬ (пассивное, принимающее, женское, центростремительное, оформляющее, сохраняющее). Эти же три начала отражены в христианском понятии о Божественной Троице. В индуизме они соответствуют Браме, Вишну и Шиве как активному и творческому началу, а также преобразующему и трансформирующему началу. В зороастризме - трем формам мира: миру духа Меног, миру души Ритаг, миру физических тел Гетиг. По заповедям Заратуштры (Зороастры), задача человека состоит в стремлении восстанавливать гармонию в каждом из этих миров.
Любое дело, любой поступок рождается под действием изначальной мысли, являющейся проявлением духа, активного творческого начала в человеке. Слово связано с воплощением мысли в конкретные дела. Оно - проводник, связь. Наконец, дело - это то, что рождается под действием мысли, то, что накапливается и сохраняется. То есть сначала появляется замысел, идея, желание что-то сделать. Затем четко формулируется, что необходимо сделать. Составляется план действий. И только потом замысел может быть реализован в конкретное дело, действие, изделие. На всех трех стадиях этого процесса человеку необходимо соизмерять свои действия с законами нашего мира, служить добру и созиданию, а не злу и разрушению. Только тогда, когда это выполняется, результат может считаться благим, продвигающим нас вперед по пути нашей эволюции. Мысли, слова и дела должны быть чисты и находиться в гармонии между собой. Перейти на страницу: 1 2 3
Интересное по теме
Воздействие целлюлозно-бумажной промышленности на окружающую среду. Природосберегающие технологии Целлюлозно-бумажная промышленность относится к ведущим отраслям народного хозяйства, так как Россия располагает огромными лесосырьевыми ресурсами. Кроме того велика потребность в продукции этой отрасли, как в России, так и за рубежом, и эт ...
Пыльный котёл Пыльный котёл, Пыльная чаша (англ. Dust Bowl) — серия катастрофических пыльных бурь, происходивших в прериях США и Канады между 1930 и 1936 годами (в отдельных регионах до 1940 года). Вызвана сочетанием антропогенных (экстенсивное ведение ...