Похоже, что человечество собственное уничтожение сделало своей целью и стремительно к ней движется. Никакой разум не сможет понять и тем более объяснить, почему, сознавая, что ресурсы биосферы конечны, хозяйственная емкость жизнеобеспечивающих природных систем ограничена, интенсивное перемещение сырья и отходов по планете чревато непредсказуемыми последствиями, что война не лучший способ разрешения социальных конфликтов, что лишение человека возможности реализовать себя как личность на благо общества оборачивается деградацией самого общества, человек не предпринимает никаких серьезных шагов для своего спасения, а с таким завидным упорством, используя новейшие достижения науки и техники, стремится к гибели, наивно полагая, что это никогда не случится.
В последние годы активно обсуждаются две точки зрения на преодоление экологического кризиса. Первая представляет собой идею биологической стабилизации окружающей среды (существенный вклад в ее развитие внесли российские ученые В.Г. Горшков, К.Я. Кондратьев, К.С. Лосев), суть, которой состоит в том, что биота планеты, являясь важнейшим фактором формирования и стабилизации природной среды при условии сохранения ее в достаточном для обеспечения стабильности объеме, в состоянии вернуть биосфере ее устойчивость. Предполагается, что основной механизм стабилизации заключается в замыкании биосферных циклов сохранившимися экосистемами, поскольку основной принцип устойчивости экосистем - круговорот веществ, поддерживаемый потоком энергии. Основанием для существования этой идеи служит утверждение о том, что на Земле еще сохранились экосистемы, не подверженные прямому антропогенному прессу. Так, в ряде государств сохранились территории, не нарушенные хозяйственной деятельностью: в России это участки общей площадью 700-800 млн га (41-47%), в Канаде - 640,6 (65%), в Австралии - 251,6 (33%), в Бразилии - 237,3 (28%), в Китае - 182,2 (20%), в Алжире - 152,6 (64%). Иными словами, у биоты имеются резервы для сохранения жизни. Задача человека состоит в том, чтобы ни при каких обстоятельствах не допустить разрушения этих центров стабильности, сохранять и восстанавливать естественные сообщества организмов в таких масштабах, чтобы вернуться в пределы хозяйственной емкости биосферы в целом, а также осуществить переход только к использованию исключительно возобновляемых ресурсов.
Вторая точка зрения - идея "вписания" человечества в природные круговороты. Основанием для нее является прямо противоположное утверждение о том, что у биоты планеты нет резервов, все экосистемы в той или иной степени деградировали (уменьшилось биоразнообразие, изменились видовой состав экосистем, их физико-химические параметры, водный и почвенный режим, климатические условия и т.п.) если и не напрямую, то опосредованно. Современная наука и техника втягивают в орбиту человеческой деятельности новые типы объектов - сложные саморазвивающиеся системы, в которые включены человеко-машинные (производственные) системы, локальные природные экосистемы и социокультурная среда, принимающая новую технологию. Поскольку нельзя однозначно просчитать, как и по какому пути пойдет развитие системы, то в деятельности человека, который работает с такой саморазвивающейся системой, и в которую он сам включен, особую роль начинают играть запреты на некоторые виды взаимодействия, потенциально содержащие в себе катастрофические последствия. И эти ограничения накладываются не только объективными знаниями о возможных путях развития биосферы, но и сформированной в обществе системой ценностей.
Что движет человеком, когда он принимает то или иное решение, совершает тот или иной поступок? Новая информация (знания), ответная реакция на нее (эмоции) или то, что скрыто в глубине человеческого "я" (его потребности)? С позиций потребностно-информационной теории человеческую личность определяют потребности, которые переходят в цели и дела. Процесс перехода сопровождается эмоцией, которая возникает в ответ на поступающую к человеку информацию извне, изнутри, из прошлого или в продолжение всей жизни. Следовательно, поступки продиктованы не информацией, не эмоциями, а потребностями, не всегда даже осознаваемыми человеком. Чтобы понять этот мир, понять его проблемы, попытаться их разрешить, прежде всего, необходимо понять себя. Мелоди Беатти очень точно сказал: "Мы не можем изменить других, но когда мы изменяем себя, то в конечном итоге мы изменяем мир". Перейти на страницу: 1 2 3
Интересное по теме
Чернобыльская катастрофа Сигнал тревоги, прозвучавший в мирной ночи на Чернобыльской атомной электростанции 26 апреля 1986 года в 1 час 23 минуты, всколыхнул весь мир. Он стал грозным предупреждением человечеству о том, что колоссальная энергия, заключенная ...
Причины строительства Зейской ГЭС. Положительные и отрицательные воздействия До строительства Зейской ГЭС с приходом весны и лета на население, проживающее вблизи среднего течения рек Зеи и Амура, обрушивались масса проблем и забот, связанных с возникновением крупномасштабных наводнений, паводков. Всякий раз ...