Ecmcalc.ru

Экология и здоровье человека

Борьба за атмосферу

Несмотря на то, что пересмотр современных подходов к контролю за загрязнением воздушной среды, казалось бы, уже назрел, лишь немногие политики понимают необходимость принятия всеобъемлющих стратегий, дающих кардинальное решение данной проблемы. Последние национальные и международные разработки, хотя и являются шагом вперед, неадекватны стоящей задаче.

Для загрязнения воздушного бассейна не существует государственных границ (табл. 3). В связи с этим встает вопрос о международном сотрудничестве в борьбе за атмосферу.

Таблица 3. Загрязнение серой европейских стран (1988 г.)

Страна

Объем выбросов1), тыс. т

Объем осадков, тыс. т

Доля выбросов, поступающих за пределы страны, %

Доля осадков, поступающих из-за границы, %

Норвегия

37

210

76

96

Австрия

62

181

74

91

Швеция

110

302

69

89

Швейцария

37

65

81

89

Нидерланды

145

104

80

72

Франция

760

622

67

59

ФРГ

750

628

63

56

Чехословакия

1400

659

75

47

Польша

2090

1248

68

46

Европейская часть СССР

5150

3201

61

38

Италия

1185

510

72

36

ГДР

2425

787

75

22

Испания

1625

590

72

22

Великобритания

1890

636

71

15

Прошедшие несколько лет показали значительный рост международного сотрудничества, но в этой сфере ещё остается много нереализованных возможностей. Под эгидой Экономической комиссии ООН для стран Европы были достигнуты соглашения о сокращении выбросов серы и окислов азота. Протокол по SO2 предусматривает сокращение к 1993 г. объема выбросов этого вещества или объема его поступления через границы на 30% по сравнению с уровнем 1980 г. протокол по окиси азота предусматривает замораживание объема ее выбросов к 1994 г. на уровне 1987 г., а начиная с 1996 г. – дальнейшие переговоры о реальном его сокращении.

Большинство участников подписали эти протоколы, а некоторые дали обязательства перекрыть намеченные рубежи. Сейчас девять стран связаны обещанием снизить к 1995 г. уровень содержания в атмосфере двуокиси серы примерно наполовину по сравнению с уровнем 1980 г. Австрия, Лихтенштейн, Швеция и Западная Германия обязались сократить его на 2/3. Двенадцать западноевропейских стран решили пойти дальше замораживания и сократить выбросы окислов азота к 1998 г. на 30%.

Директива ноябрьской 1988 г. сессии ЕЭС представляет собой обязательство членов сообщества существенно снизить выбросы, вызывающие кислотные осадки. Согласно этому документу, к 2003 г. в странах сообщества выбросы SO2 от существующих электростанций должны снизиться на 57% по сравнению с уровнем 1980 г., а выбросы окислов азота должны сократиться к 1998 г. на 30%. Величина, на которую каждая страна должна будет сократить свои выбросы, зависит от ее вклада в общее трансграничное загрязнение, уровня ее промышленного развития, содержания серы в местном энергосырье и усилий по контролю за загрязнением, предпринимавшихся до 1980 г. Бельгия и Западная Германия, например, должны будут снизить объем выбросов SO2 на 70% к 2003 г., в то время как Ирландия и Португалия могут осуществить гораздо меньшее по масштабам сокращение выбросов. Перейти на страницу: 1 2

Интересное по теме

Экология антропогенных зон Каждый крупный регион, представляющий собой территорию с определенными природными условиями и конкретным типом хозяйственного освоения, заслуживает особого рассмотрения с экологической точки зрения. Важность регионального экологичес ...

Загрязнение атмосферы передвижными транспортными средствами Наибольшее загрязнение атмосферного воздуха поступают от энергетических установок, работающих на углеводородном топливе (бензин, керосин, дизельное топливо, мазут, уголь, природный газ и другие). Количество загрязнения определяется состав ...