Очень важно отметить, что ни экономические стимулы, ни законы и постановления не заменяют стимулов моральных и, следовательно, не отменяют необходимости работы с общественностью. Даже обязательная программа, чтобы работать, должна быть признана общественностью как разумная. Иначе она может скорее стимулировать противозаконное поведение. Именно добровольцы могут быть той силой, которая способна вовлечь население в решение проблемы ТБО, причем роль общественных организаций видится как участие:
ü в воспитании, просвещении и агитации населения (с помощью выступлений и публикаций, работы с населением напрямую, а также через детские учреждения, поскольку дети более восприимчивы к новым идеям и способны затем передать их родителям);
ü в формировании законодательства,
ü в разработке проектов и программ обращения с отходами;
ü в организации селективного сбора ТБО и рециклинга;
ü в общественных слушаниях, организации общественной экологической экспертизы, участии в качестве наблюдателей или экспертов ГЭЭ;
ü в осуществлении общественного экологического контроля.
Многое уже делается. Но, к сожалению, нередко общественные организации предпринимают только одномоментные акции, например, обращаясь к властям с требованием решить какой-либо вопрос. Пора бы собирать добровольцев и всем вместе ставить перед собой задачу пошагового решения проблемы ТБО, разрабатывать программу действий и добиваться ее реализации, причем не противостоянием, а сотрудничая и с остальной властью, и с образовательными учреждениями, и с населением. Ведь мало просто не дать построить полигон и тем самым сделать проблему более острой, хорошо бы еще при этом и подсказать выход из сложившейся ситуации, не боясь выполнить чужую работу. Проблему ТБО не решить "военными" действиями.
Как обеспечить активное участие общественности в программах сбора вторсырья?
Как и любые программы в рамках КУО, переработка ТБО должна начинаться с небольших проектов, чтобы набрать опыт и "обкатать" организационную схему. Для проектов, предусматривающих активное участие населения, это важно вдвойне. Надеюсь, что в разработанный после проведения конкурса рефератов проект, войдут и мои идеи. Механизм принятия населением любого новшества, будь то длина юбки или муниципальный рециклинг, примерно одинаков. Сначала новшество принимает относительно небольшая группа лидеров-"активистов" в соответствующей области, а затем постепенно втягиваются широкие круги общественности. Начав с вовлечения молодёжи, организаторы конкурса дадут населению возможность втянуться в процесс естественным образом (даже если впоследствии планируется сделать участие в программе обязательным). Если возможно, лучше, чтобы в вовлечении молодёжи приняли участие именно сверстники-активисты - скажем, 400 заинтересованных человек с разных концов Ленинска-Кузнецкого, а не один квартал с населением в 400 человек.
Население должно быть вовлечено и информировано уже в процессе принятия решений и выборе альтернатив по переработке ТБО в нашем городе. Если решения будут приняты без участия населения, вовлечь его в их выполнение будет очень непросто. Привлекая жителей на ранней стадии, организаторы конкурса рефератов еще успеют получить от него обратную связь до принятия окончательных решений по их программе. Рекомендуемый срок начала распространения информации о конкретном проекте по сбору вторсырья - минимум за 2-3 месяца до его старта.
Предложения представителям влиятельных организаций войти в общественный комитет, который будет координировать программу и участие в ней общественности, будут одними из самых лучших решений.
Сформулировать четкое позитивное обращение – одно из самых главных решений, т.к. в нем население должно найти ответ на вопросы:
þ зачем нужна вторичная переработка;
þ какую пользу она принесет конкретному микрорайону и его жителям;
þ где и когда будет собираться вторсырье;
þ как приготовить материалы к сбору.
Ответы должны быть ясными и краткими, особенно на вопросы "где", "когда" и "как". В действительности, если к тому же проводить разъяснительную работу, часть людей не будет нуждаться в том, чтобы их убеждали. Им нужно только четко объяснить, что нужно делать. Стараться быть позитивными – очень важно, даже если программа обязательна для горожан, делать акцент на выгодах от участия, а не на карах за неучастие. Показывать личный пример и использовать средства массовой информации для его распространения – тоже очень важно.
Нужно:
1) Организовать четкую регулярную работу служб вывоза, сбыта и переработки вторсырья. Любые сбои и нарушения расписания дискредитируют программу.
2) Как можно реже менять расписания, правила, условия и т.п. Перейти на страницу: 1 2
Интересное по теме
Антропогенное воздействие на биосферу Наибольшее загрязнение атмосферного воздуха поступают от энергетических установок, работающих на углеводородном топливе (бензин, керосин, дизельное топливо, мазут, уголь, природный газ и другие). Количество загрязнения определяется состав ...
Проблемы защиты окружающей среды Свердловской области Данная курсовая работа посвящена описанию проблемы защиты окружающей Свердловской области. Актуальность данной темы не вызывает сомнения, поскольку данная проблема затрагивает каждого жителя ежедневно, ежечасно и, даже, ежеминутно. Воздух, ...