На улицах с интенсивным движением автомобильного транспорта, с частыми сильными ветрами, поднимающими большое количество пыли, целесообразны плотные посадки между проезжей частью и тротуаром. Можно использовать ассиметричные по высоте и размещению в плане улицы посадки, если это не противоречит архитектурному решению.
При недостаточной ширине улицы с интенсивным движением транспорта предпочтительнее посадки между проездом и тротуаром, а на улицах с небольшим движением транспорта — посадки вдоль фасадов, если это необходимо по условиям инсоляции.
На перекрестках и поворотах улиц посадки размещают так, чтобы они не мешали видеть дорогу и движущийся транспорт пешеходам и водителям автомобилей, троллейбусов, трамваев.
При недостаточной ширине улиц в посадках одного ряда деревьев можно чередовать невысокие (для защиты тротуара) и высокие (для защиты фасадов зданий) деревья.
Во избежание застоя нагретого воздуха под кронами деревьев между ними оставляют интервалы, обеспечивающие проветривание (это особенно важно в южных городах).
Ряды деревьев сажают в полосе открытой почвы соответствующей ширины. Причем опоры для фонарей наружного освещения, а также мачты для проводов трамвая и троллейбуса могут размещаться в полосе, отведенной для посадки кустарника. Посадку деревьев в границах тротуара допускают лишь в исключительных случаях (при очень интенсивном пешеходном движении на улицах недостаточной ширины).
Для рядовых посадок вдоль тротуаров улиц нельзя выбирать породы деревьев с поверхностной и сильно разветвленной корневой системой (во избежание повреждения покрытия тротуаров).
На улицах городов средних и северных широт в полосах насаждений предусматривают интервалы для временного размещения снега, убранного с проезжей части.
В городах южных широт на улицах рекомендуется высаживать деревья в возрасте от 7 лет, в городах средних и северных широт - от 12, а кустарник - в возрасте не менее 4-5 лет.
Особое место в озеленении улиц занимают бульвары. В Москве, например, насчитывается более 50 бульваров; в Волгограде площадь бульваров составляет более 20% площади насаждений общего пользования (рис. 38). Иногда бульвары имеют значительную протяженность и большую площадь. Например, протяженность бульвара в Днепропетровске составляет более 3 км, а площадь Исторического бульвара в Севастополе - около 20 га.
В большинстве случаев бульвары расположены по оси улицы, поэтому их насаждения не защищают тротуары и здания от пыли, выхлопных газов автомобилей и шума. Кроме того, при интенсивном движении транспорта затруднен переход с тротуаров на бульвар. Чтобы повысить гигиеническое значение насаждений бульваров, надо размещать их по обеим сторонам улицы. Лучше создать по обеим сторонам улицы две аллеи сравнительно небольшой ширины, чем широкий бульвар по оси улицы.
Обычно на бульварах размещают немного сооружении: при незначительной ширине бульвара перечень их ограничивается небольшими площадками для игр детей и отдыха взрослых, а также торговыми киосками; на более широких бульварах, кроме того, строят кафе, читальни. Иногда на бульварах устанавливают памятники и декоративную скульптуру.
Существенное планировочное значение имеет баланс территории бульвара. Чтобы на нем было достаточно тени и пешеход был надежно защищен от пыли и шума, необходимо увеличивать долю насаждений в балансе территории. По разработанным в экспериментальном порядке проектам бульваров провели дифференциацию норм баланса на территории в зависимости от общей площади. На бульварах площадью до 1 га удельный вес дорожек составил не более 30%, а на бульварах площадью более 1 га - 25%. Не менее важно установить количество деревьев и кустарников на 1 га площади бульвара. Среднее значение этого показателя равнялось 350 - 400 деревьев и 3 - 4 тыс. кустарников. Этими данными можно пользоваться при проектировании бульваров.
Архитектурно-планировочное решение бульвара определяется его расположением в плане города, габаритами бульвара и климатическими условиями.
В зависимости от расположения бульвара определяется его основное назначение. Если он находится на набережной или на жилой улице, его больше используют для прогулок и отдыха. На магистрали с большим движением бульвар служит в основном для транзитного движения пешеходов. С учетом этих условий решается и планировка бульвара. В первом случае можно применять пейзажные приемы планировки с преобладанием групповых посадок и устройством площадок отдыха; во втором — главной задачей является защита от шума и пыли, обеспечение удобных условий для пешеходов. Большая ширина бульвара дает возможность изолировать площадки отдыха от транзитного пешеходного движения, на узких же бульварах приходится ограничиваться только устройством аллей. В зависимости от климатических условий на бульваре преобладают затененные или открытые пространства. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
Интересное по теме
Глобальные экологические проблемы Всякий раз, выбирая тему исследования – одну из нескольких предложенных, – задаёшься вопросом: «А почему именно ее?..» Глобальные экологические проблемы… Вспоминаются пресные безжизненные призывы откуда-то из начальных классов: не ло ...
Учение о биосфере В.И. Вернадского “…Когда его избирали почетным членом научных учреждений, то это было почетно и для самого Вернадского, однако не в меньшей мере и для тех учреждений, которые его избирали… Со времени расцвета его научного творчества прошло уже более по ...